|
|
|
|
Пашинина Л.К. Учитель-дефектолог, Заслуженный учитель РФ. ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КУРСА «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ». ВВЕДЕНИЕ. Действующая в настоящее время в России научно обоснованная система специального образования детей решает как единые с общеобразовательной средней школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции познавательного и личностного развития ребенка. Изучение, обучение и воспитание детей, нуждающихся в педагогической коррекции в первые школьные годы, является одной из важных проблем педагогики и дефектологии. Правильный дифференцированный подход к развитию такого ребенка способствует лучшему усвоению изучаемого материала, повышению уровня успеваемости. Вот почему важно обучить учителя класса КРО приемам коррекционной педагогики. В процессе этого обучения: на заседаниях МО, специальном семинаре, дефектологическом всеобуче, курсах повышения квалификации у педагогов необходимо заложить понимание того, что всякий ребенок развивается и ранняя диагностика познавательного и личностного развития способствует более эффективной компенсации ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Настоящая программа рассчитана на учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, работающих в классах КРО; на студентов педагогического колледжа; слушателей заочного отделения институтов, дающих студентам основы коррекционной педагогики. Программой предусматривается знакомство с действующей в данное время системой специального (коррекционного) обучения детей с особыми образовательными потребностями, с преемственностью в их воспитании, обучении и коррекции работы логопедов, психологов, учителей-дефектологов и учителей коррекционных классов.Основная цель программы – вооружить педагогов современными знаниями и практическими навыками в области дефектологии, логопедии, психологии, педагогической коррекции. Программа структурирована так, что может быть использована как на заседаниях школьного МО и спецсеминара, так и при переориентировании и курсовой переподготовке учителей, работающих в классах КРО, на городском уровне. Настоящая программа рассчитана также на студентов педагогических колледжей, училищ, избравших для себя специализацию «Учитель коррекционных классов начальной школы». В таком случае она дополняется практикумами, увеличивается количество часов на отдельные, более объемные темы. Без изменении можно использовать программу в учреждениях профессионального социально-педагогического образования, если при подготовке студентам даются основы коррекционной педагогики, основы логопедии, основы дефектологии, как науки.Данная программа рассчитана на 3 года обучения, при одном занятии в месяц. На годичной курсовой подготовке можно отвести 36 часов – полный цикл обучения, либо предложить один из модулей программы, рассчитанных на 9 часов. У автора имеется теоретический, методический и дидактический комплекс материалов для реализации данной программы в практику. Программа апробирована на городском МО «Коррекционная педагогика», дефектологическом всеобуче МОУ «средняя общеобразовательная школа №17», на специальном психолого-педагогическом семинаре Центра ППМСП г. Находки.
ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. Предмет дефектологии, самостоятельные отрасли, задачи, основные дефектологические понятия: воспитание аномальных детей ; обучение и развитие аномальных детей; коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация; формы семейного жизнеустройства.Связь дефектологии с другими науками, основные принципы и методы. Гуманизация воспитания и обучения аномальных детей, профилактические мероприятия по предупреждению аномального детства. ТЕМА 2. ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ). Понятие «аномальный ребенок». Аномальные дети, особенности аномального развития. Сущность первичного дефекта и вторичных отклонений в аномалии развития ребенка. Причины аномалий: врожденные – внутриутробные, наследственные; приобретенные – природовые и послеродовые поражения.ТЕМА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ АНОМАЛЬНОГО ДЕТСТВА.Единая система социальных учебно-воспитательных учреждений, общественных организаций. Современный этап в развитии системы специального образования в России. ТЕМА 4. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА. Терминология «умственная отсталость», «олигофрения». Причины умственной отсталости, характеристика трех степеней олигофрении. Общие проблемы дошкольной олигофрении и умственной отсталости детей младшего школьного возраста. Особенности психического развития умственно отсталого ребенка: развитие познавательных функций. Развитие личности. Задачи специального дошкольного учреждения. Знакомство с организацией коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями. Преемственность в работе дошкольных учителей-дефектологов и специальной коррекционной школы. Специальная общеобразовательная школа 8 вида, ее задачи. Профессионально-трудовое обучение. Контингент учащихся коррекционной школы 8 вида, пути социально-психологической реабилитации.Компьютерные технологии в коррекционной школе 8 вида. ТЕМА 5. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.Понятие ЗПР и ее классификация. Качественное отличие ЗПР от педагогической запущенности и олигофрении. Общая психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР. Особенности коррекционно-развивающей работы в дошкольном и младшем школьном возрасте: подготовка к обучению грамоте, активизация познавательной деятельности, обогащение знаниями об окружающем мире, обучение математике, чтению, письму, развитие веры в собственные силы и возможности, обучение труду. Специальные школы 7 вида, классы выравнивания и компенсации. ТЕМА 6. ДЕТИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.Дети с нарушениями зрения: слепые, слабовидящие, с амблиопией и косоглазием, атрофией зрительного нерва и др. Тифлопедагогика, ее основы. Основные направления работы специализированного учреждения для детей с нарушениями зрения. Характеристика деятельности комплекса «Начальная школа-детский сад компенсирующего обучения 4 вида №7» города Находки. Рекомендации учителю начальных классов по методам проведения профилактики зрения на уроках.Роль слуха в развитии ребенка. Сурдопедагогика, ее основные направления. Характеристика детей с нарушениями слуха: глухие – ранооглохшие; позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие) четырех степеней тугоухости. Методы исследования слуха: педагогические и медицинские. Вербатональный центр речи и слуха в г. Владивостоке – общая характеристика деятельности. Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха в специальных дошкольных учреждениях и школах. Организация коррекционно-развивающего процесса в специальных учреждениях 3-4 видов. Знакомство с методами работы с детьми, имеющими нарушения слуха: дактиль, элементы фонетической ритмики, чтение с губ, развитие речеслухового и слухозрительного восприятия.ТЕМА 7. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методы коррекции речевого и психического развития детей с ДЦП. Особенности развития, обучения и воспитания детей с ДЦП и нарушениями поведения. Задачи специального учреждения для таких детей. ТЕМА 8. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Понятия речевых нарушений. Классификация речевых патологий. Принципы логопедической науки: развитие, системный подход, рассмотрение речевых расстройств во взаимосвязи с другими сторонами психического развития. Комплексное медико-педагогическое воздействие на детей – логопатов, основные виды логопедической помощи детям. Учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопедическая служба в городе.ТЕМА 9. ДЕТИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА. Классификация сложных (комбинированных) дефектов. Основные направления работы.Детские неврозы . Астенический невроз (неврастения), суициды.Эпилепсия . Шизофрения.Энкопрез , энурез, , онанизм. Дромомания, клептоманияНаследственные: фенилкетанурия, Синдром Жиля де-ля Туретта .ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЮ. Определение логопедии как науки. Место логопедии в системе наук. Предмет, задачи и цели логопедии. Методологические основы логопедии. Принципы и методы логопедии как науки, ее значение. Онтогенез детской речи. Онтогенез и принципы анализа речевых нарушений. Врожденные аномалии: органические, функциональные, наследственные. Приобретенные: пренатальные и постнатальные повреждения. Значение экзогенных и эндогенных вредностей на возникновение речевых нарушений. ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Критические периоды в развитии речевых функций. Общее знакомство с современной психолого-педагогической классификацией речевых нарушений устной и письменной речи. ТЕМА 3.НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.ДИСЛАЛИЯ. Классификация звуков русского языка по механизму образования фонем, артикуляции, чтению профиля. Дислалия. Определение, формы: механическая и функциональная; причины возникновения. Проявления дислалии: отсутствие звука, искажения, замены. Уровни нарушенного произношения. Общая артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики (по заданию логопеда). Знакомство с методами и приемами работы логопеда по исправлению дефектов произношения. Преемственность в работе логопеда и педагога дошкольного учреждения и начальной школы. ТЕМА 4. НАРУШЕНИЯ ПИСМА. ДИСГРАФИЯ. Дисграфия, психофизиологическая структура и операции процесса письма. Классификация нарушений письменной речи. Основные направления коррекционной работы. Анализ посещенных уроков русского языка в начальных классах коррекции. Методические рекомендации учителю класса КРО по профилактике дисграфии.ТЕМА 5. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОН -НЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.Фонетико-фонематическое восприятие, внимание, память. Причины нарушений ФФН, их последствия. Система упражнений по формированию фонетико-фонематического слуха. Практикум по составлению, подбору заданий, которые можно использовать на уроках русского языка и внеклассных занятиях, формирующих фонетико-фонематическое восприятие. ТЕМА 6.НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ. ДИСЛЕКСИЯ. Дислексия. Этиология, механизмы нарушений, симптоматика, классификация. Основные направления коррекционной работы. Методические рекомендации учителю класса КРО по профилактике дислексии.ТЕМА 7.ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. Характеристика ОНР. Основные направления коррекционной работы. Профилактика, рекомендации учителю начальных классов. ТЕМА 8. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ. АЛАЛИЯ. АФАЗИЯ. ДИЗАРТРИЯ. ЗАИКАНИЕ. НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА, ТЕМПА РЕЧИ.Общая характеристика, особенности, симптоматика, этиология. Основные направления коррекционной работы. ТЕМА 9. ПРОСМОТР И АНАЛИЗ ГРУППОВЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЙ ЛОГОПЕДА.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ. ТЕМА 1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.Теоретическое обоснование дифференцированного обучения и воспитания, учитывающего особенности развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Необходимость использования разносторонних связей каждой из отраслей дефектологии с другими науками.Медико-педагогическое изучение состава массовых школ (начальные классы). Выявление контингента неуспевающих школьников, изучение причин, влияющих на неуспеваемость. Обусловленность неуспеваемости. Необходимость индивидуального подхода, как результат комплексного и всестороннего исследования психофизического развития ребенка. ТЕМА 2. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПМПК – ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ. Инструкции по приему детей в специальные (коррекционные) учреждения 1-8 видов. Типовые положения о ПМПК. Цели, задачи, состав иорганизация работы городского и школьного МПК. Положение о комплектовании классов КРО в начальной школе. ТЕМА 3. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ.Специальные классы – наиболее эффективная и перспективная форма работы по исправлению нарушений психофизического развития детей с ЗПР. Показания к зачислению в классы КРО.
Основные категории дидактики при специальном обучении:процесс коррекции, принципы обучения, дидактические особенности коррекционного занятия. Структура процесса обучения, воспитания и коррекции детей:
ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.Планирование коррекционной фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Основные требования к составлению конспектов занятий. Содержание коррекционных занятий, предусмотренных учебным планом классов КРО. ТЕМА 5.СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.ТЕМА 5.1. Методика работы по развитию фонематической стороны речи.Методы и приемы работы, их последовательность. Анализ представленного дидактического материала к коррекционным занятиям. ТЕМА 5.2. Методика работы по формированию восприятия речи.Воспитание слухового внимания. Формирование фонематического восприятия. Анализ подобранного дидактического материала для обследования фонематической стороны речи. ТЕМА 6. КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КРО.ТЕМА 6.1. Коррекционная работа по предупреждению и исправлению устной и письменной речи учащихся первого класса.
ТЕМА 6.2. Коррекционная работа по предупреждению дисграфии в начальных классах.
ТЕМА 7. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РАБОТЕ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ. Подбор развивающих игр, пособий, карточек. Использование многофункциональных дидактических материалов при коррекции лексико-грамматического строя речи, развития словарно-логического мышления. Методика проведения игр. Использование дидактического и иллюстративного материала на коррекционных занятиях, уроках чтения и русского языка. ЛИТЕРАТУРА. Власова Т.А., Певзнер Н.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. Лалаева Р.И.Нарушение процесса овладения чтением. М., 2003. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990. Логопедия (под.ред. Волковой Л.С.) Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. М., 1993.
вернуться
|