Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 17"

г. Находка Приморский край

адрес : г. Находка
ул. Владивостокская-22
e-mail : shkola17n@yandex.ru

 

Программа интеллектуального развития первоклассников на коррекционных занятиях обучения грамоте.

 ВВЕДЕНИЕ.

...Обучение грамоте - очень важный начальный период овладения младшими школьниками русским языком. От глубины приобретенных знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе умений и навыков в существенной степени зависит успех дальнейшей учебно-воспитательной работы в этом направлении.

...Данная программа включает в себя серию занятий по основным темам подготовительной и основной ступеней обучения грамоте, проводимых с применением упражнений, развивающих интеллектуальные способности детей. Они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении всех или большинства структурных этапов занятия. Выполняя специальным образом составленные задания, направленные на углубленное овладение учебным материалом и одновременное развитие ряда их интеллектуальных качеств (внимания, памяти, мышления, речи и др.), школьники формулируют тему и цель всего занятия, определяют виды и содержание своей учебной деятельности на отдельных его этапах, принимают активное участие в овладении учебным материалом.

...В предлагаемых к программе разработках предпочтение отдано занятиям, формирующим фонетико-фонематическое восприятие. Независимо от типа занятия, обучение детей ведется на языковом материале, объединенном изучаемой темой, сквозной воспитательной линией и интенсивной развивающей направленностью.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

...Занятие, проводимое средствами субъективизации, начинается с мобилизующего этапа. Он проводится сразу после оргминутки. Его цель: в самом начале занятия обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств. Содержание мобилизующего этапа на первых двух ступенях обучения грамоте составляет группа упражнений, призванных совершенствовать речевые способности, на наглядно-действенное мышление и одновременно развивать: внимание, память, наблюдательность школьника. Упражнения такого рода рассчитаны на две - три минуты каждого занятия. Среди них выделяются следующие виды: 1. Упражнения с детскими игрушками; 2. Упражнения с графическим не цветным изображением геометрических фигур; 3. Упражнения с графическим цветным изображением геометрических фигур.

...Первый вид упражнений имеет следующую специфику выполнения. Логопед на специально изготовленную полочку, прикрепленную к классной доске, выкладывает четыре игрушки и просит детей назвать выставленные на полке игрушки в той последовательности, в которой они сейчас находятся. После этого он предлагает детям закрыть глаза и в это время осуществляет перестановку двух игрушек. Затем логопед просит детей открыть глаза и ответить какие игрушки поменяли свои места.

...Постепенно логопед увеличивает количество игрушек и число их перестановок. Очень хорошим считается результат. если при наличии 9 -10 игрушек дети адекватно воспроизводят их первоначальную расстановку и новую диспозицию 5 - 6 игрушек. В процессе систематического выполнения такого типа упражнений школьники практически овладевают умением правильно составлять предложения связно, логично излагать свои мысли, строить рассуждения. У них интенсивно развиваются устойчивость внимания, объем памяти, наглядно-действенное мышление, наблюдательность.

...Для разнообразия логопед использует второй вид упражнений - упражнения с не цветным изображением геометрических фигур - и проводит их по той же схеме.

...После достижения желаемого результата в первых двух видах упражнений логопед приступает к третьему виду: переводит учащихся на работу с разноцветными изображениями геометрических фигур. Их набор может быть различным и периодически меняющимся с точки зрения используемых изображений фигур и их цвета. Например, первый набор: красный квадрат, зеленый треугольник, синий прямоугольник, желтый круг. Второй набор: фиолетовый прямоугольник, оранжевый круг, зеленый ромб, белый многоугольник и т.д. Методика работы остается прежней. Этот вид упражнений дополнительно активизирует внимание и память детей, соответственно развивая их важнейшие свойства: устойчивость и объем внимания, объем памяти.

...В процессе выполнения предлагаемых трех видов упражнений мобилизующего этапа учащиеся составляют рассказ - рассуждение, в котором по мере увеличения числа игрушек и изображений геометрических фигур увеличивается количество слов в предложениях. Работая в этом направлении, школьники с первых занятий обучения грамоте овладевают практическим навыком построения текста, состоящего преимущественно из простых распространенных предложений.

...Специфическим и очень важным структурным компонентом занятий является формулирование учащимися темы и цели занятия. Логопед таким образом подбирает учебный материал и организует работу с ним, чтобы учащиеся на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхитить и сформулировать предназначенную для изучения тему.

...Сразу после этого учащиеся приступают к определению и формулированию образовательной цели. Это своего рода логическая задача, поскольку основная для данного занятия образовательная цель проистекает из его темы и типа. Если речь идет об занятии изучения нового, пока еще не знакомого детям материала, то в определении цели учебной работы наиболее употребимыми должны быть фразы: познакомиться с...; учиться отличать... и т. д.; на занятии закрепления, повторения изученного - закрепить умение...; повторить то, что... и т. д. В последнем случае вполне уместен такого рода ориентир: "Сформулируйте цель занятия, учитывая тему, и то, что с данным материалом мы уже знакомы". Первоначально формулирование цели занятия осуществляется коллективно с использованием написанных опорных слов, означающих начало данных фраз. Постепенно дети переходят полностью к самостоятельному формулированию цели.

...С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели занятия у учащихся создается внутренняя установка и самоустановка на достижение последней, которая в свою очередь обеспечивает готовность к усвоению знаний. Предопределение школьниками содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление, память, соответственно развивая их. В контексте своего речевого развития первоклассники овладевают при этом практическим умением построения рассказа - умозаключения с использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Ознакомление школьников с новым учебным материалом происходит с помощью частично-поискового метода. Его основу составляет речевое действие. Оно является словесным оформлением практического мыслительного акта, осуществляемого учеником. Логопед предусматривает последовательность мыслительных операций детей, направляет ход учебных действий, вводя необходимые при формулировании нового понятия речевые обороты и языковые термины.

...В процессе организуемых логопедом речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировать, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определение понятий. В соответствии с рассматриваемой методикой с первых дней обучения ведется активная работа по обогащению лексики учащихся, причем они овладевают лексическим значением слова как понятием. В процессе организованной логопедом беседы - рассуждения школьники самостоятельно формулируют определение понятия, выделяя его родовую принадлежность и существенные признаки предмета, обозначенного данным словом. Такой подход не только способствует успешному пополнению словарного запаса детей, но и эффективно стимулирует развитие логического мышления.

...Чтение слогов, слов с новой буквой совмещается с осуществлением различных интеллектуальных операций: чтение слов с объединением их в группы с учетом того или иного признака; чтение слов с исключением каждого из них по самостоятельно найденному признаку; нахождение и чтение близких по смыслу слов и т. д. Это позволяет во время формирования навыка чтения активно работать над совершенствованием словесно-логического мышления и развитием других важнейших качеств интеллекта, делать процесс чтения более увлекательным и интересным.

...Чтение текста предусматривается с момента ознакомления школьников с первыми буквами. Первоначально оно рассчитано на читающих детей. Постепенно к этой работе начинают привлекаться остальные дети. во время чтения текстов используются специальные приемы, направленные на развитие распределения, объема внимания детей, их памяти и призванные совершенствовать технику чтения, повышать уровень понимания читаемого. Все это делает работу с текстом более интересной для детей и более результативной, чем при использовании традиционных методов обучения.

...Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме занятия, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой. Ее содержание составляется не только учителем. Периодически такое право предоставляется детям. Подобным образом организованная и проводимая физкультминутка не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой структурные части занятия. Кроме того, она всегда насыщена положительными эмоциями, снимает у детей напряжение, обеспечивает необходимую разрядку, физическую нагрузку, не отвлекая при этом от темы занятия.

 ЗАДАЧИ КУРСА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

1. Взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей.

2. Интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

3. Развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как, неотъемлемой части общения культуры человека.

4. Работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию.

5. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей.

6. Научить осмысленно читать, говорить, писать.

7. По - возможности, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям.

8. Развивать интерес к учебным занятиям.

9. Расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения рассмотрения иллюстраций.

10. Развитие фонематического слуха.

11. Дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука.

12. Обогащать словарь детей, развивать их речь.

13. Научить правильному обозначению звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов.

14. Научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях.

...Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям освоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в первом классе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

...Занятие1. Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли ребенок буквы.

Для чего мы говорим? Игра "Полслова за вами".

...Занятие2. Речь. Текст. Предложение. Слово.

В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Игра "Опиши предмет". Кто больше назовет свойств предмета.

...Занятие3. Звуки. Зачем они нужны.

Игра "Я знаю..." Гласные звуки мы поем.

...Занятие4. Работа с гласными звуками.

Мы живем среди людей. Общение, его формы. Игра "Догадайся, что показал".

...Занятие5, 6. Работа с гласными. Изображение их на письме. Нахождение их в тексте.

Печатные буквы. Диалог. Графическая речь. Игра "Расшифруй письмо". Штриховка. Игра "Кто лучше". Игра "Кто наблюдательней". "Говорящий" мир вещей. "Общение" с предметами окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка.

...Занятие7-12. Гласные звуки и буквы.

Игра "Сочини сказку о предмете". Условные знаки и обозначения. Составление знаков - символов. Противоположные по значению слова. Игра "День - ночь".

...Занятие13. Страна "Алфавития".

В мире волшебных слов. Игра "Идем в гости".

...Занятие14-18. Согласные звуки и буквы.

Игра "Подружи буквы". Дорога к письменности. Древние письмена. Кодирование. В стране говорящих скал. Слияние, слог. Игра "Составь слово".

...Занятие19-22. Печатание слов с изученными звуками и буквами. К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: раньше, позже.

Игра "Разложи по-порядку". Встреча с радугой. Игра "Сказочные владения радуги".

...Занятие23. Звуки мягкие и твердые.

Игра "Скажи правильно". Слова, которые рисуют мир в красках.

...Занятие24. В стране слов и слогов.

Господин "Слогораздел". Игра "Раздели слово на части".

...Занятие25. Ударение.

Игра "Молоточки".

...Занятие26, 27. Согласные и гласные звуки и буквы.

В городе "Неслове". Игра "Буква заблудилась". Категории до, после, потом, сейчас. Игра "Время рассердилось и ушло. Догони".

...Занятие28. Чудеса в стране "Слов".

Времена года. Игра "Когда это бывает?" Игра "Составь слово".

...Занятие29. В стране "Зеркал".

Буква, ее отражение. Игра "Электронная муха". Предложение. Игра "Составь по схеме".

...Занятие30. Звуки глухие и звонкие.

Игра "Колокольчики". Что такое ребус? Игра "Кто отгадает". Звуковые схемы. Родственные слова. Игра "Кто больше".

...Занятие31. Звуковой анализ слов. Составление рассказов.

Игра "Самый красивый". Подбор слов к рифме. Игра "Поэты". Сложные слова. Игра "Какие слова спрятались?"

...Занятие32. Повторение изученного.

В мире слов. Слова похожие и разные. Проверка умения делать звуко-буквенный анализ. Игра "Исправь ошибки". Чтение слов и предложений. Слово, как название. Игра "Слова".

вернуться



Hosted by uCoz